alt=" Председатель Белорусского союза архитекторов Александр Корбут"

Александр Корбут: «Нельзя подменять архитектурный конкурс тендерами»

Результатом нарастающей коммерциализации архитектуры и конкуренции становятся ошибки в застройке городской среды. Современная архитектура характеризуется утратой преемственности исторической застройки, разрушением принципов целостности и ансамблевости. Как противостоять этим вызовам? Об актуальных вопросах современной застройки Минска корреспондент журнала «НОВОСТИ B2B» (Строительство) беседовал с председателем ОО «Белорусский союз архитекторов» Александром Корбутом.

alt=" Минск, архитектура"

— Александр Иосифович, дайте оценку изменениям, которые произошли в архитектурной традиции Минска за последние годы…

Архитектура любого города и тем более города Минска – это прежде всего историческая застройка, это то наследие, которое мы получили от предыдущих поколений и которое мы должны передать потомкам в целости и сохранности. Культура общества формируется через историческую среду, в которой оно живет, а, значит, и через Архитектуру. Но сейчас Архитектуру как искусство, как неотъемлемую составляющую культуры общества хотят сделать просто ремеслом.

Что мы видим? Коммерциализация архитектуры нарастает и начинает затрагивать уже не только ее, но и, казалось бы, неприкосновенные градостроительные принципы, решения, заложенные в генплане Минска предыдущими поколениями архитекторов. Ведь Минск всегда гордился своими скверами, парками, большим количеством зеленых насаждений.
Казалось бы, здравый смысл не позволяет нам застраивать существующий водно-зеленый диаметр города в нарушение этих принципов, бережно относиться к исторической застройке. Но посмотрите, сколько объектов построено в зеленых зонах, в водно-зеленом диаметре, а снос зданий, представляющий для города историческую ценность? Коммерциализация проявилась и здесь. Слишком привлекательны эти территории для инвесторов.
Например, строительство так называемого «отеля Кемпински». Здание отеля нарушило исторический ландшафтный силуэт реки Свислочь, нарушило масштаб существующей городской застройки.

alt=" Отель Кемпински"
Раньше монумент Победы выглядел грандиозно, масштабно, а теперь, если посмотреть на него со стороны ул.Козлова, памятник накладывается на силуэт отеля, кажется миниатюрным и даже теряется.
А дом «У Троицкого» грубо вторгся в масштаб существующей исторической городской застройки совершенно игнорируя окружающую среду.

Александр Корбут о мировых трендах

— Разве проблема коммерциализации не характерна для всей мировой архитектуры?

Эта проблема, наверное, стоит везде. Но… Достаточно взглянуть на современную архитектуру Германии, Польши, Литвы, Латвии и других стран. Благодаря четкому законодательству этих стран нарушение исторической среды, в том числе и ландшафтной – наказуемо.
Архитекторы, причастные к этому, могут лишиться сертификата на персональную деятельность и репутации в профессиональном сообществе. Поэтому европейские архитекторы, создавая современную архитектуру, стараются органично вписаться в окружающую среду. Вот поэтому такие объекты современной архитектуры 90-х годов, как Университетская библиотека и Верховный суд в Варшаве (арх.бюро Збигнева Бадовского и Марека Будзинского) сегодня смотрятся современно, вписываясь в историческую застройку центра Варшавы.

— Получается, что ответственность за негативные явления в современной застройке Минска лежит на белорусских архитекторах?

Авторами ошибок являются все участвующие стороны в инвестиционном процессе: чиновники, чиновники от архитектуры, инвесторы, в том числе и профессиональные архитекторы, которые не смогли или не захотели поставить во главу угла Архитектуру, а, значит, и интересы Города. На первое место ставились, вероятно, другие цели и задачи.
Несомненно, что открытое обсуждение строительства знаковых объектов в Минске и других городах в архитектурном профессиональном сообществе могло бы избежать многих градостроительных ошибок. Так было раньше.
Те же зарубежные архитекторы, которые проектировали «отель Кемпински», должны были сначала посоветоваться с белорусскими архитекторами. Возможно, исторический силуэт застройки у реки Свислочь удалось бы сохранить.

Если говорить о принципах работы современного профессионального архитектора, то самый главный принцип, я считаю, не навредить (!!), как у врача.

Слишком многие забывают об этом ради своих честолюбивых амбиций, а, возможно, и коммерческих интересов.

— А есть ли действенное решение проблемы коммерциализации архитектуры?

Во-первых, нельзя подменять архитектурные конкурсы тендерами на проектные работы.
Перед строительством знаковых объектов, которые существенно повлияют на архитектуру Города, там, где присутствует Творчество, где Архитектура стоит на первом месте, должны обязательно проводиться архитектурные конкурсы. Это должно быть принято на уровне Закона!

Во-вторых, итоги конкурса должны подводиться профессиональным жюри, возможно, международным. Должна быть здоровая конкуренция между архитекторами. Только, если проекты будут одобряться жюри по принципу «кто предложит более интересную Архитектуру, а не только — кто сделает дешевле» мы увидим результат, а, возможно, и шедевры. По крайней мере, хочу еще раз подчеркнуть, такой подход крайне необходим хотя бы для знаковых объектов.
В-третьих, без профессионального архитектурного сообщества, а на этом этапе без Белорусского союза архитекторов решить такие задачи будет невозможно.

— Каким мог бы быть идеальный Минск через 10 лет?

— Я всегда говорил, что Минск очень комфортен для жизни. Здесь есть все: и масштаб, и много зелени, и водно-зеленый диаметр, и транспортная схема, которая позволяет нам иметь кратчайший доступ и в центр, и в спальные районы.

Помните, в 2010 году, когда из-за торфяных пожаров Подмосковья была задымлена Москва? Кто-то из журналистов спросил: что делают современные белорусские архитекторы, чтобы Минск в похожей ситуации не задохнулся. Так вот, все уже сделано. В 60-80-ые годы советские архитекторы создали водно-зеленый диаметр Минска, коридор, по которому ветер заходит в город с северо-западного направления, где нет промышленности. По сути, создали самые настоящие «легкие» города.


Конечно же, в то время работали одни законы, сейчас — другие. Тем не менее, мы можем гордиться тем, что нам оставили архитекторы предыдущего поколения, разве не так? Например, масштабный градостроительный комплекс, проспект Франциска Скорины. В работу было вовлечено много разных архитекторов, но он выполнен в едином стиле, он завершён.

Я вам вопрос задам — назовите градостроительный комплекс такого же масштаба, построенный в Минске за последние 25 лет? Не можете припомнить? Вот и я не могу. Хотя посмотрите — за этот период в столице построены целые жилые районы, огромное количество зданий. И в этом есть нонсенс.

Я не скажу, каким будет Минск через 10 лет, но точно знаю, что нужно уважение и преемственность к труду предыдущих и ныне здравствующих поколений архитекторов и градостроителей.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ С АВТОРОМ

У Вас появились вопросы к автору статьи? Напишите об этом нам!