БМЗ-Экосервис: когда отходы приносят пользу

Производственное унитарное предприятие «БМЗ-Экосервис» работает в сфере переработки отходов металлургической промышленности с 2014 года.

Это единственное предприятие в Беларуси, которое специализируется на полноценной переработке вторсырья электросталеплавильного производства и повторном вовлечении его в оборот.

Загрузка шлакового щебня

«БМЗ-Экосервис»: немного истории

Не секрет, что одной из глобальных проблем нашего времени является загрязнение экосистемы. Флагман белорусской металлургической промышленности, Белорусский металлургический завод, был основан в 1984 году, и все последующие десятилетия ежегодно с его территории вывозились сотни тысяч тонн отходов электросталеплавильного производства. В начале 2000-х гг. при электросталеплавильном цехе №2 был организован участок по переработке электросталеплавильного шлака в шлаковый щебень. Позже назрела необходимость создать цех по переработке огнеупорного лома. В это же время в республике началось активное строительство автомобильных дорог, а завод получил все разрешительные документы на использование шлакового щебня в дорожном строительстве. Первым масштабным объектом, на строительство которого был отгружен шлаковый щебень, стал строящийся в те годы участок трассы М5 «Жлобин-Гомель». А одна из недавних наиболее значимых дорог, в основании которой лежит шлаковый щебень — участок трассы М5 «Бобруйск-Жлобин».

С 1 апреля 2014 года цех по переработке огнеупорного лома и отходов электросталеплавильного производства стал работать самостоятельно, как Унитарное предприятие «БМЗ-Экосервис».

— Под нашу ответственность перешла переработка отходов головного предприятия, — рассказывает директор «БМЗ-Экосервис» Анатолий Иванович ПАНКОВЕЦ. — На заводе образуется более 800 тысяч тонн различных отходов в год. На сегодняшний день мы перерабатываем около 40% их объема, и это, считаю, уже значительное достижение.

В первую очередь это основной отход металлургического производства — электросталеплавильный шлак, которого на БМЗ образуется ежегодно до 700 тысяч тонн. Площадка, куда вывозился шлак, занимает около 12 га. Шлак раздувал ветер и размывали дожди. А чтобы подсыпать дороги, коммунальщики закупали в Микашевичах природный камень — гранитный щебень.

— Мы же предлагаем пускать в оборот техногенные ресурсы, а не изымать из природы полезные ископаемые, — подчеркивает собеседник. — При строительстве дороги «Бобруйск — Жлобин» было использовано порядка 250 тысяч тонн нашего щебня. А особенность его такова, что, находясь во влажной среде, со временем он «схватывается» и обретает монолитную прочность, что положительно сказывается на долговечности дороги: ее не «поднимет» ранней весной, она не пойдет трещинами…

Шлак льется

С точки зрения потребителя…

Как известно, в сфере дорожного строительства нет постоянного, устойчивого спроса. Спрос зависит от многих факторов, в том числе от сезона: то надо много и прямо сегодня, то наступает затишье. При полной загрузке мощностей «БМЗ-Экосервис» может выдавать более 20 тысяч тонн шлакощебня различных фракций в месяц. Весной и летом предприятие нередко работает в три смены. Здесь вспоминают, как в 2015 году обеспечивали ежедневно загрузку 50 и более двадцатитонных самосвалов шлакового щебня. Сейчас близлежащие дороги уже построены. Намечается строительство дороги «Гомель-Брест», также на государственном уровне обсуждается проект строительства региональных кольцевых дорог, а это будет означать полную загрузку мощностей предприятия. Ведь если везти шлакощебень далеко, теряется такое его преимущество, как дешевизна.
Между тем, наш шлакощебень сертифицирован и полностью соответствует СТБ 1957-2009 «Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия». Обходится потребителю в несколько раз дешевле гранитного щебня. И если гранит грубо изымается из природы, а на месте выработанных карьеров остаются огромные ямы, нуждающиеся в рекультивации, то переработка и возвращение в оборот техногенных отходов, напротив, благотворно влияют на состояние окружающей среды. Это давно уже поняли в Европе и США, где переработанный шлак в дорожном строительстве используется повсеместно. Но наши строители сомневаются: как бы чего не вышло. При строительстве той же дороги Бобруйск – Жлобин дорожно-строительные организации делали дополнительный входной контроль нашего шлакощебня на химическую и радиационную активность, фракционность, на наличие примесей — и в результате к нам не поступило ни одной рекламации. То есть, с точки зрения потребителя, шлаковый щебень — это экологически чистый строительный материал, сопоставимый по качеству и техническим характеристикам, таким как истираемость, морозостойкость, дробимость, с гранитным щебнем, но намного более дешевый.

Выгрузка шлакового щебня

Отходы — в доходы

По наследству досталась предприятию технология переработки отслуживших свой срок огнеупорных кирпичей в сырье для производства огнеупорных материалов.

В прошлом году мы приступили к переработке эмульсии волочильных станов.

— Проблема утилизации этого побочного продукта металлургии существовала на БМЗ давно и казалось неразрешимой, — отмечает Анатолий Иванович. — Но сегодня мы производим из этого отхода покрытие универсальное многофункциональное для литейных форм, позволяющее легко извлекать из формы готовую деталь.

А недавно предприятию было поручено заняться переработкой гальванического шлама, которого ежегодно образуется в цехах БМЗ до 5000 тонн.

— Очень не хватает научной поддержки на республиканском уровне. И еще — законодательной базы, – отмечает директор «БМЗ-Экосервис». — В Беларуси, к сожалению, пока существует только один стандарт относительно продуктов переработки отходов металлургических шлаков — СТБ 1957-2009 «Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия», регламентирующий использование шлакового щебня в дорожно-строительной отрасли. Но, например, одним из направлений нашей работы является также дробление отходов бетонных и железобетонных изделий. Бетон, принимаемый от сторонних организаций на использование в виде бетонного лома, мы перерабатываем в качественный вторичный щебень, однако применять его при проектировании объектов строительства нельзя в связи с отсутствием соответствующей нормативно-технической документации. Существует российский ГОСТ, регламентирующий использование вторичного щебня при строительстве объектов, однако, у нас в республике он не работает. Правда, частные и коммунальные предприятия, а также индивидуальные предприниматели за вторичным щебнем из дробленого бетона выстраиваются к нам в очередь…

Еще одно направление работы предприятия — производство из смёта, который остается на заводе после зачистки вагонов, неорганической смеси для рекультивации карьеров, нарушенных земель, городских полигонов, засыпки и планировки оврагов.

— Прежде Жлобинские коммунальщики использовали песок и тратили значительные средства на его закупку. Сегодня, за копейки покупая тонну смеси, коммунхоз экономит деньги, БМЗ не платит весьма значительный экологический налог. Выгодно всем, а в первую очередь — сохраняется экологическое равновесие. Ведь не секрет, что по причине необходимости значительных вложений предприятия стараются, как могут, отсрочить, например, рекультивацию выработанных карьеров. Наша неорганическая смесь значительно удешевляет процесс рекультивации.

Переработка вторсырья – развивающееся перспективное направление. Молодое предприятие «БМЗ-Экосервис» перерабатывает до 350 тысяч тонн отходов в год, превращая их в доходы, позволяя соблюсти баланс между развитием производства с одной стороны и сохранением природы — с другой.

Шлак 20-60

Шлак 5-20

Leave a Reply