Штрафы, «белые» списки и шлагбаумы: как в Минске решают проблемы с парковкой в 2018 году?

В двухмиллионном Минске зарегистрировано порядка 800 тысяч транспортных средств. Неудивительно, что обстановка становится напряженнее день ото дня: в конфликт оказываются втянуты и автовладельцы, и «безлошадные». Первые переживают из-за невозможности нормально припарковать транспорт, вторые негодуют из-за уничтоженных газонов и небезопасных для детей дворов. Своим видением решения проблемы с журналистами поделились: Сергей Масляк, председатель Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, Сергей Сахар, директор DEA System CIS, Галина Гилевич, заместитель генерального директора по благоустройству, санитарному содержанию жилищного фонда ГО «Минское городское жилищное хозяйство», Олег Лещинский, директор ГУ «Парковки столицы».

Какие существуют варианты решения проблемы? Об этом говорили спикеры пресс-коференции «Вопросы упорядочения автомобильного движения во дворах: экологизация, установка шлагбаумов и других защитных устройств, развитие цивилизованной системы паркингов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Двор – для людей или для машин?

Сергей Масляк, председатель Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, признался: хоть сам он передвигается по городу на личном транспорте, а не на общественном, но считает, что автомобилей во дворах не должно быть в принципе.

Сергей Масляк, председатель Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды

– Во-первых, на дворовой территории автотранспорт часто мешает проезду спецслужб – а ведь бывают ситуации, когда на счету каждая минута. Во-вторых, во дворах всегда есть вероятность того, что ребенок, заигравшись, выскочит прямо под колеса машины. Лично мое мнение сводится к тому, что, в первую очередь, мы должны создавать комфортные условия для жизни людей, и только потом для «железных коней».

Без помощи самих жильцов – физической или материальной – справиться нереально

– Предприятия, входящие в состав ГО «Минское городское жилищное хозяйство», обслуживают более 6,5 тысяч домов на территории Минска. – подчеркнула Галина Гилевич, заместитель генерального директора по благоустройству, санитарному содержанию жилищного фонда ГО «Минское городское жилищное хозяйство».

Галина Гилевич, заместитель генерального директора по благоустройству, санитарному содержанию жилищного фонда ГО «Минское городское жилищное хозяйство»

– Хочется отметить, что жители города становятся все активнее в вопросах содержания своих дворовых территорий за счет собственных средств. Есть добровольцы, готовые потрудиться для того, чтобы облагородить двор. А помощь нужна – до 80 гектаров доходит площадь газонов, которые необходимо восстановить после зимы. Один из вариантов решения проблемы – установка малых архитектурных форм для предотвращения заездов на газоны, пешеходные дорожки, — добавила специалист.

Штраф – повод задуматься?

Сергей Масляк отметил: в первую очередь необходимо вести просветительскую работу с населением, объяснять гражданам, почему нельзя парковаться везде, где душа пожелает. И только потом прибегать к более жестким мерам воздействия.

Несколько лет подряд в белорусской столице по инициативе Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды проходит масштабная экологическая акция «Я паркуюсь, как…».

– Начиналась она в 2014 году в районе проспекта Рокоссовского. И только недавно жители согласились за счет собственных средств обустроить новые парковочные места. Акцию условно можно разделить на несколько этапов. Сначала мы общаемся с гражданами, пытаемся выяснить их мнение по проблемному вопросу, потом местная администрация предлагает жителям те или иные пути решения проблемы. Конечно, любое решение требует финансовых затрат – и процентов 80 из них должны лечь на плечи самих жильцов. В 95% случаев дальше встречи дело не заходит. Зачем платить деньги, если «и раньше нормально жили»? Затем в этот двор мы приезжаем с ГАИ и эвакуируем все неправильно припаркованные автомобили. Их владельцев привлекают к административной ответственности. После оплаты первых штрафов до граждан начинает доходить необходимость глобального решения вопроса.

Хотите припарковаться? А в списке вы есть?

Заставить людей оплачивать парковку – довольно действенный метод борьбы с «чужаками» во дворах. Ведь ни для кого не секрет, что жители центра города часто лишены возможности оставить транспортное средство недалеко от дома из-за тех, кто приехал по делам – пробежаться по магазинам или отвести ребенка на представление в цирк.

Олег Лещинский, директор ГУ «Парковки столицы», рассказал о том, что в прошлом году начали активную защиту дворовых территорий, детских дошкольных и медицинских учреждений:

– Методика предельно проста. Сперва под дворники всех транспортных средств, припаркованных на заданной территории, раскладываются листовки, информирующие о дате старта работы платной зоны парковки. Мы даем людям время подать данные о себе, своих родственниках, возможных посетителях. Формируем список доступа, который согласовывается с администрацией района. А дальше список вносится в электронную базу. При помощи электронных средств контроля происходит фиксация нарушений ПДД.

Сейчас, к слову, по такой же системе будут расчищать улицу Карла Маркса.

Поставить шлагбаум: просто в теории, трудно на практике

В сентябре 2016 года Мингорисполком выпустил решение, по которому порядок согласования установки шлагбаумов сводился к трем основным пунктам: собрать 50% плюс 1 голос жильцов, передать документы в местную администрацию, разработать проект.

Но на практике все проходит далеко не так гладко.

– В прошлом году мы получали много звонков от наших партнеров и от конечных клиентов с жалобами на то, что они имеют проблемы с согласованием установки шлагбаумов, – сказал Сергей Сахар, директор DEA System CIS. – Кому-то отказывают просто на словах, не мотивируя решение ничем.

Сергей Сахар, директор DEA System CIS (официальный представитель итальянского бренда DEA в Республике Беларусь)

Возможно, дело в низкой правовой осведомленности населения?

– На мой взгляд, в решении Мингорисполкома № 2786 все довольно понятно расписано, – отметила Галина Гилевич. – Как провести собрание жильцов указано в Жилищном кодексе. Заказчиком может выступить или товарищество собственников, или ЖКХ. Администрация района принимает решение об утверждении заказчика, разработке проектной документации и проведении работ.

Гражданам также необходимо помнить о том, что никаких устных ответов от официальных лиц быть не может в принципе. Все обращения в местную администрацию и ответы на них должны быть только в письменном виде. Проще говоря: нет документа – значит, не было и запроса.

Еще один подводный камень – разработка проектов.

– Организации, в которые мы обращались для того, чтобы разработать проект, запрашивали около 4 тысяч рублей. Это значит, что стоимость шлагбаума для конечно потребителя возрастает в разы, – отметил Сергей Сахар.

Заплатить за установку шлагбаума 2 тысячи рублей или 6 тысяч – разница большая. Возможно, если бы итоговая цена была бы доступнее для конечного потребителя, то вопрос с парковкой во дворах решался бы гораздо оперативнее.

Галина Гилевич согласилась с тем, что подобная ситуация, когда разработка документации стоит дороже, чем сам шлагбаум, является неправильной.

Сергей Сахар подчеркнул: необходимо, чтобы заказчик все технические моменты (включая вопрос со стоимостью проектировки) мог решить за один-два месяца, а не был вынужден долго и упорно обивать пороги различных учреждений.

Автор: Юлия ВАСИЛЮК